среда, 22 мая 2013 г.

Сушрута Самхита, продолжение


Изучение практической хирургии.

Чтобы успешно делать хирургические операции,  от учеников  Дханвантари ( Сушрута и т.д)  требовали, чтобы они длительно  упражнялись со своими скальпелями  на естественных и искусственных предметах,  похожих на пораженные или больные части  человеческого тела, прежде чем делать  настоящие операции на живом человеке. Нанесение разрезов, например, практиковались на растении Пушпафала ( cucerbeta maxima), Алафу (Longenaris vulgaris) или Трапуша (cucmis pubrscuas) , опорожнение или удаление жидкости -  на кожаном мешке полном воды или мочевых пузырях  умерших животных, скарификация – на шкурах животных, на которых оставались волосы. Венесекция практиковалась на сосудах умерших животных и стеблях кувшинок,  искусство наполнения и пунктирования – на  стеблях бамбука, удаление твердых тел на Панасе (Artocaptus  Integrifolia)  и подобных фруктах, выскабливание – на воске, нанесенном на  поверхность доски   Шалмали ( Bombox Malabaricum)   и накладывание швов на  кусках одежды и кожи. Наложение швов  и повязок практиковалось на манекенах, прижигание на кусках мяса и катетеризация  на необожженных глиняных сосудах, заполненных водой. С удивлением мы слышим, как он говорил  об экстирпации (удалении) узлов в матке и  о необходимости  особой  осторожности при  операциях на опухолях матки. Эти факторы  следует иметь в виду, поскольку они могут существенно помочь нам  в обращении с различными аномалиями, которые мы встречаем в порции Самхиты, посвященной анатомии.

Изучение практической анатомии.

Мы уже констатировали раньше, что расчлененные жертвенные животные поставляли прекрасный материал для формирования сравнительной анатомии. Айтарея Брахмана содержит специальные инструкции по расчленению этих животных, и мы слышали, учителя использовали религиозные собрания для демонстрации уроков практической анатомии. В Ригведе и Айтарея Брахмане мы встречаемся с такими терминами, как сердце, желудок, мозг, кишечник, анус, печень, селезенка, матка и другие. Целый гимн Ригведы посвящен описанию и лечению туберкулеза, что совершенно невозможно без точных знаний о строении легких и механизме человеческого сердца. Ведические арии полностью понимали результирующую природу человеческого организма. Рик Мантра, которую в наши дни читают по случаю похоронных церемоний, подробно свидетельствует, что они рассматривали смертную оболочку человека как продукт комбинации 5 физических элементов. Они полностью понимали воздействие разных лекарственных препаратов на пищеварение, а также функции, которые выполняют сухожилия, мышцы, нервы в общей системе организма. В Сушруте Самхите  впервые делается  попытка собрать вместе факты анатомического наблюдения. Эпоха Сушруты, архаичная эпоха Аюрведы была периодом научных исследований. Несгибаемые арийские колонисты поменяли свой  простой образ жизни на праздный и роскошный. Количество общих болезней было очень большим. Напрасно святой Нарада проповедовал доктрину простой жизни и высоких мыслей и уговаривал их, подобно Като, вернуться к простому образу жизни. Долгое мирное существование привело к изобилию, а богатство породило праздность (лень) и болезни. Риши, подобные Дхарадваже,  Ангире,  Джамадагни, Атрею, Гаутаме, Агастье , Вамадеве, Капистхале, Асамартхайе, Бхаргаве, Кушнике, Капие, Кашьяпе, Шаркаракше, Шаунаке, Манматхайни, Агнивеше, Чараке, Сушруте, Наваде, Руластье, Асите, Чайване, Пайнги и Дхаумайе начали писать Самхиты. Каждая  хижина отшельника была колледжем Аюрведы  и эмпирический метод исследования использовался в каждой области медицинской науки. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий