понедельник, 27 мая 2013 г.

Сушрута Самхита, продолжение.

Сушрута как биолог.

 В первой главе своей Шариры Стханы Сушрута поднимает вопросы, кто есть человек, в чем его отличительная особенность, почему он рождается и умирает. Как все индийские философы он рассматривает этот вопрос, двигаясь от Вселенной к индивидууму. Факторы или  законы, которые  управляют эволюцией Вселенной в ее физическом аспекте распространяются также на физическую эволюцию человека ( органическую эволюцию). Это один и тот же закон или сила, которая проходит через  три пространства: ума, материи и духа. Физиология, которая не   смогла  изучить природу жизни и ее основы и которая пытается объяснить эти разумные живые силы как продукт химической реакции органических клеток – это не физиология вовсе. Клетки могут быть названы истинными носителями жизни. Доктор Вейсман  утверждал, что более правильно говорить о непрерывности общей протоплазмы  чем о « половых клетках». Профессора Геддес и Томсон заметили, что « тела - это  просто факелы, которые сгорают,  в то время как пламя жизни   проходит  неугасаемое через органический ряд. Тела – это  листья, которые опадают засохшие с постоянно растущих ветвей. Таким образом, хотя смерть захватывает в свои безжалостные объятья отдельных индивидуумов,  непрерывность жизни в самом глубоком смысле остается незатронутой.  Клетки репродуктивной систем уже заявили свое право на бессмертие, подобно простейшим,  создавая новое тело». Но наделить эти репродуктивные клетки бессмертием и отрицать такую возможность для индивидуального Я, которое направляет и контролирует эти потоки протоплазмы, подобно утверждению профессора Хукслея,  который допускает возможность замещения  физических органических составляющих человеческого тела, и, в то же время, отрицает возможность индивидуального Я перерождаться  в любую  другую форму. «Восприимчивость  предшествует чувствам» сказал Сушрута «что касается Я, восприимчивость вытекает из самого Я, которое воспринимает все эти состояния как свои собственные».
 Космогоническая теория Сушруты базируется на дуальности  пракрити(обьективного) и пуруша(субьективного). Две одновременно   и везде существующие реальности. Из Авьякты ( непроявленного) или Пракрити развивается Махат, проявленная космическая материя. Из этой космической материи развивается Ахамкара ( чувство индивидуальности или, более правильно, эгоизм)  которая разделяется  на три составляющие, такие как Вайкарика(феноменальное, или мысле-форма) тайджаса( кинетическое), и Бхутади( принадлежащая к первой форме материи). Комбинация Вайкарика Ахамкары с Тайджаса Ахамкарой порождает 11 органов чувств, которые в комбинации с Бхутади производят пять танматрас( принципов, типов материальной стороны вещей) – соответствующих чувств – прикосновение, зрение слух и так далее. Материальные принципы звука, света, вкуса, запаха – это не что иное как видоизменение этих пяти танматрас, из которых Акаша ( эзереон), Вайю (эфир), свет и звук являются высочайшими  формами. Другими словами, эти танматрасы могут быть определены как атомные частицы материальных принципов звука, света, эфира и так далее. В дополнение этого, Сушрута, подобно Капиле, признавал существование атомных частиц сознания, которое он называл Пуруша. Комбинация 16 вышеперечисленных категорий и Пуруши  используется для распостранения ( раскрытия) и освобождения последнего. Человек (индивидуум) который является подходящим субьектом для медицинского лечения, представляет собой комбинацию Пуруши с пятью изначальными (базовыми) материальными принципами ( махабхутами). Пуруша или собственное Я ( высшее Я) индивидуумов является источником их жизненной энергии, оно контролирует и направляет все органические и ментальные процессы, которые чрезвычайно тонкие в своей сущности и проявляет себя только через комбинацию семени (родительского элемента) и яйцеклетки (родительского элемента). Это карма ( динамика действий, сделанных индивидуумом в предыдущем существовании), которая определяет конституцию тела человека  и  особенности матки  женщины, которая может его зачать в следующем воплощении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий