вторник, 7 мая 2013 г.

Сушрута Самхита. Продолжение.



Происхождение и история Аюрведы:

В науке медицины, как и во всех остальных науках, древние арии утверждали, что получили свои знания от богов посредством прямой передачи. Сушрута в своей Самхите описывал Аюрведу  как подраздел ( упангу)  Атхарваведы, в то время как  согласно другим, наука аюрведа имеет свое начало в стихах Рик Самхиты. В самом деле, происхождение науки теряется в темной древности. Смерть и болезнь существовали  в мире с момента появления человека;  наблюдая за больными животными, наши предки имели возможность  приобрести знания о свойствах многих  лекарственных трав. Есть стих в Ригведе, который демонстрирует, что низшие животные были учителями (наставниками) человека в деле выбора продуктов питания и лекарственных трав. Индивидуальный опыт в сфере лечения и гигиены был собран и классифицирован, и таким образом сформировал основы современной Аюрведы. Стихи в Ведах ясно обозначают каждый этап в развитии медицинской науки. Свойства новых медикаментов  регулярно воспевались в ведийских стихах, что дает нам возможность узнать, когда  какое лекарство нашей  фармакологии впервые пришло на службу человека.

Различия, принятые во внимание:

Стихи о медицине, гигиене, хирургии разбросаны по всем четырем Ведам. Те, которые имеют отношение к медицине более характерны  Ригведе, и, вероятно, по этой причине, Агнивеша, который был доктором, связывает   начало Аюрведы с откровениями  Рик Самхиты. Предписания, касающиеся искусства и практики хирургии находятся, главным образом, в Атхарваведе, что вполне объясняет  тот факт, что Сушрута считал Аюрведу подразделением Атхарваведы, поскольку сам он был выдающимся хирургом.

Различные типы врачей:

Ведическая Индия, подобно Древнему Египту признавала принципы разделения труда среди последователей целительного искусства. Были Шалия Вайды (хирурги), Бхисаки(терапевты) и Бхисагатхарвы (знахари, волхвы, целители), и мы видим что во времена Махабхараты, которая близко подходит к эпохе нашего автора количество сект расширилось до пяти, которые именовались как Рогахарасы(терапевты), Шалиахарасы        (хирурги), Вишахарасы( доктора, лечившие отравления), Критиахарасы( доктора, изгоняющие демонов) и Бхисагатхарвы.
В Ведическую эпоху (предшествовавшую эпохе Сушруты) терапевты выходили на открытые улицы, вызывая (выкрикивая) пациентов. Они жили в домах, окруженных садами с медицинскими травами. Ригведа упоминает тысячу и одно лекарство.  Стихи воспевающие добродетели воды как исцелителя всех болезней, а также некоторые деревья и растения как очистители атмосферы довольно часто встречаются в Ведах. В самом деле, основы эмбриологии, акушерства, педиатрии и гигиены были изложены в эпоху Вед и Брахманов, и мы скоро увидим, как из этих скудных и спутанных материалов Сушрута создал науку и Самхиту, которая вызывает восхищение всего мира даже спустя тысячи лет человеческого прогресса.


Происхождение Аюрведческой хирургии:

В Индии, как и во всех других странах, целительные заклинания и исцеляющие мантры предшествовали медицинскому лечению, и первым человеком медицины в Индии  был священник (жрец) , Бхисаг атхарван, который занимал в обществе более высокую позицию, чем хирург. Первые арийские поселения в Пенджабе часто атаковали  темные аборигены, в результате, во время войн хирурги часто посещали арийских вождей и воинов. В Ригведе  упоминается, что ноги часто ампутировались и заменялись железными протезами, что поврежденные глаза  удалялись и что наконечники стрел извлекались из конечностей арийских воинов. Более того, у нас есть причины верить, что много сложных хирургические операции были успешно выполнены, хотя некоторые из них звучат совершенно невероятно. Но, несмотря на то, что помощь хирургов постоянно требовалась, им не разрешалось смешиваться с брахманическим обществом ведической Индии. Наш автор намекает, когда говорит,  что  это было во время войны между богами и демонами, что Ашвины, небесные хирурги, не удостоились чести приносить священные жертвоприношения, пока они не смогут соединить  голову бога-жертвы с его обезглавленным телом. История развития аюрведческой хирургии длинная и интересная, достаточно упомянуть здесь, что с установлением мира небольшие арийские поселения стали расти в численности и преуспевании. Богатые благородные арийцы теперь путешествовали в роскошных экипажах, и поскольку постоянно бывали несчастные случаи, они возвысили класс хирургов, которые всецело посвятили себя лечению травмированных животных. Хирурги больше не требовались в военных лагерях или на полях сражений,  они посещали богатых леди в баронских замках во время родов, а магические доктора (Бхишаг Атхарваны), которые могли успокоить лихорадку и состряпать любовное зелье считались величайшими среди врачей. Ведические арии имели регулярный набор лекарств против боли и страданий, который, ни в какой мере не стоит ниже  фармакологического арсенала наших дней. Но об этом мы поговорим позже, в связи с разделом  терапии Сушруты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий