пятница, 17 мая 2013 г.

Сушрута Самхита, продолжение.


Литотомические операции:

В этих случаях детально разработанные инструкции были даны для   разрезов промежности, также как и для послеоперационного ухода за пациентом. В случаях конкрементов семенного канатика, образование и существование которых было недавно обнаружено английскими патологами, Сушрута утверждал что камни в уретре следует удалять с помощью Анувасы  и уретральных энематов (промываний), не разрезая пенис и не удаляя  конкременты с помощью петли. Кавирай Юмеш Чандра Гупта в введении в его Вайдуяка Шандра-Сидху заметил, что он и доктор Дургадаса Гупта  М.В. перевели главу по литотомическим операциям и инструментальному родоразрешению для рассмотрения доктора Чарльза,  который был тогда главой медицинского колледжа Калькутты.  Доктор Чарльз высоко оценил процесс родоразрешения в трудных случаях, и даже признался, что при всем его огромном опыте в акушерстве и хирургии, он никогда не встречал  ничего подобного в медицинских работах, проходивших через его руки.

Ампутации.

Ампутации выполнялись довольно часто, и в качестве анестетика пациентам давалось лекарственное вино. Это решительно показывает,  что хирургия Сушруты базировалась не только на вскрытии абсцессов и лечении случайных ран, но простиралось дальше, до крупных операций. Удаление келоидных рубцов,  и выращивание волос относятся к предложениям, которые мы не встречаем нигде больше.

Глазная хирургия.

Из 76 глазных болезней, Сушрута полагал, что 51 лечится хирургически. Методика операции, выполняемой в каждом конкретном случае, была тщательнейшим образом описана в Самхите, и в большинстве случаев сравнима с современными методами глазной хирургии. Сушрута знал тот факт, что угол отражения света равен углу падения, и что луч света, который ударяет в сетчатку, служит двойной цели освящения глаза и внешнего мира, и превращается в ощущение света.

Акушерство.

В области практического акушерства каждого впечатляет величие Сушруты. Различные повороты, изгибы, наложение щипцов в случае трудных родов, и другие акушерские операции, вызывающие разрушение и расчленение плода, такие, как краниотомия, были впервые систематизированы в Сушруте Самхите задолго до того, как о петле и щипцах могли помыслить в Европе, и за тысячи лет до рождения Христа. Сушрута, который защищал Кесарево сечение в безнадежных случаях обструкции, утверждал, что инструменты надо применять только в тех случаях, что пропорции между ребенком и родовыми путями  настолько несовершенны, что не медицинские пластыри, не окуривание (фумигация) недостаточны, чтобы вызвать естественные роды. Его указания по управлению периодом родов, лактацией, развитием ребенка, выбору кормилицы, по существу те же самые, какие мы находим  в современных научных работах европейских авторов. Чувство гордости и восторга трогает наши сердца, когда мы сравниваем  эти выдающиеся достижения наших предков с посредственностью результатов, которые современная Европа приобрела в области акушерства. В те старые  дни, вероятно, не было госпиталей, чтобы собирать пациентов в одной и той же комнате, и тем самым создавать искусственно септические токсины, которые  в наши дни  настолько часты  и фатальны в больничных палатах. Новые построенные больничные палаты на открытом месте, хорошо освещаемые лучами солнца, и согреваемые огнем в каждом конкретном случае, рекомендации применения свежей бамбуковой лучины   для  прижигания пуповины -            совет настолько ценный, которому Западу еще следует поучиться у Востока.

Анатомирование.


 Сушрута, как практикующий хирург, был первым, кто выступил в защиту вскрытий тел умерших как обязательной практики   для студентов хирургов. Паручиты Древнего Египта скорее всего учились своему искусству от Паручита ( диссекторов) Древней Индии. С беспристрастностью, не столь характерной для западных школ, доктор Вайз заметил, что « индийские философы, несмотря на серьезные предрассудки,  осуждение, философские взгляды, касательно пользы мертвых для блага живых, и были первыми успешными научными культиваторами   наиболее значимого и важного из всех  разделов медицинских знаний – практической анатомии.  Неумелый хирург представляет  общественную опасность, « теория без практики подобна птице с одним крылом, которая неспособна летать». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий