Анатомические
неточности в Самхите.
Зайдя так далеко в нашем анализе, прежде чем продолжить
изучение анатомической порции Сушруты
Самхиты, мы попытаемся объяснить множественные неточности ( нелогичности) и противоречия, которые вкрались или остались
в настоящей редакции книги. Возьмем, например, строку, в которой Дханвантари
говорит о трехстах костях человеческого
организма. Невозможно, чтобы человеческий скелет за столь короткое время
избавился от такого количества аксессуаров просто от неупотребления, или потому
что они стали ненужными в изменившихся
условиях его окружения. Более абсурдно думать, что Сушрута, который отбросил
все авторитетные источники кроме тех, которые утверждали правильные знания, мог
писать вещи, в которые верил только слепой в диссекторской комнате. Дух эпохи,
в которой он трудился и преуспевал, устранял саму возможность такой ошибки.
Объяснение неточностей.
В Древней Индии объектом для демонстрации практической анатомии всегда были дети. Поэтому вполне естественно, что их
кости, которые соединяются между собой или анастомозируют в одну,
когда ребенок становится взрослым, были ошибочно подсчитаны. Это
обстоятельство в некоторой степени ответственно за излишек костей, описанных в
этой Самхите. Более того, теория, согласно которой Сушрута, возможно, включил
зубы и хрящи выглядит очень правдивой, но, в то же время, не отражает всю
правду. Дело в том, что оригинальная Сушрута Самхита прошла через несколько редакций, и мы верим, что
представленная Нагараджуной не единственная и не последняя. Редакторы, в
соответствии с их собственным восприятием сделали множественные вставки в текст и как брахманы пытались найти
компромисс в пунктах, не совпадавших с учением Вед. Поэтому мы натыкаемся в
Самхите на утверждение, что «в человеческом теле существует 360 костей, как
сказано в Ведах, но наука хирургия выделяет 300 костей скелета». Что придает
большую значимость этой гипотезе, то, что Сушрута в главе Мамра Шарира тщательным образом описал
соединение костей и связок, анастомозы нервов, вен и артерий, их ход и
расположение. В противном случае практикующим хирургам, которым Самхита была
адресована, было бы невозможно следовать ее указаниям при
выполнении хирургических операций и не повредить эти значимые вышеупомянутые
анастомозы. Эти мармы были разделены на 3 класса, такие как Садия-прана-кара,
кала-прана-хара, и вайкалия хара, в соответствии с тем, что повреждение одних
вызывало мгновенную смерть, других – оказывалось фатальным по истечении времени
и третьих - причиняло значительное увечье. Дело в том, что изучение
практической анатомии было под запретом во времена Ашоки, так же как
религиозные жертвы были запрещены королевским указом, поэтому последующие
комментаторы (а также в какой-то степени редакторы) Сушруты Самхиты в
отсутствие точных знаний нащупывали свой путь из темноты так, как могли, отсюда
это грубое искажение текстов и безнадежный беспорядок в стихах Шариры Стханы,
представленной Сушруты Самхиты, которые необходимо привести в порядок и восстановить, прежде чем
будет провозглашено окончательное мнение об анатомических знаниях священного
Сушруты
Комментариев нет:
Отправить комментарий