суббота, 25 мая 2013 г.

Сушрута Самхита, продолжение.

Анатомические неточности  в Самхите.

Зайдя так далеко в нашем анализе, прежде чем продолжить изучение анатомической порции  Сушруты Самхиты, мы попытаемся объяснить множественные неточности                 ( нелогичности)  и противоречия, которые вкрались или остались в настоящей редакции книги. Возьмем, например, строку, в которой Дханвантари говорит о трехстах  костях человеческого организма. Невозможно, чтобы человеческий скелет за столь короткое время избавился от такого количества аксессуаров просто от неупотребления, или потому что они стали ненужными  в изменившихся условиях его окружения. Более абсурдно думать, что Сушрута, который отбросил все авторитетные источники кроме тех, которые утверждали правильные знания, мог писать вещи, в которые верил только слепой в диссекторской комнате. Дух эпохи, в которой он трудился и преуспевал, устранял саму возможность такой ошибки.

Объяснение  неточностей.

В Древней Индии объектом для демонстрации  практической анатомии всегда  были дети. Поэтому вполне естественно, что их кости, которые соединяются между собой или анастомозируют  в одну,  когда ребенок становится взрослым, были ошибочно подсчитаны. Это обстоятельство в некоторой степени ответственно за излишек костей, описанных в этой Самхите. Более того, теория, согласно которой Сушрута, возможно, включил зубы и хрящи выглядит очень правдивой, но, в то же время, не отражает всю правду. Дело в том, что оригинальная Сушрута Самхита прошла через  несколько редакций, и мы верим, что представленная Нагараджуной не единственная и не последняя. Редакторы, в соответствии с их собственным восприятием сделали множественные  вставки в текст и как брахманы пытались найти компромисс в пунктах, не совпадавших с учением Вед. Поэтому мы натыкаемся в Самхите на утверждение, что «в человеческом теле существует 360 костей, как сказано в Ведах, но наука хирургия выделяет 300 костей скелета». Что придает большую значимость  этой гипотезе,  то, что Сушрута в главе  Мамра Шарира тщательным образом описал соединение костей и связок, анастомозы нервов, вен и артерий, их ход и расположение. В противном случае практикующим хирургам, которым Самхита была адресована,   было бы невозможно следовать ее указаниям при выполнении хирургических операций и не повредить эти значимые вышеупомянутые анастомозы. Эти мармы были разделены на 3 класса, такие как Садия-прана-кара, кала-прана-хара, и вайкалия хара, в соответствии с тем, что повреждение одних вызывало мгновенную смерть, других – оказывалось фатальным по истечении времени и третьих - причиняло значительное увечье. Дело в том, что изучение практической анатомии было под запретом во времена Ашоки, так же как религиозные жертвы были запрещены королевским указом, поэтому последующие комментаторы (а также в какой-то степени редакторы) Сушруты Самхиты в отсутствие точных знаний нащупывали свой путь из темноты так, как могли, отсюда это грубое искажение текстов и безнадежный беспорядок в стихах Шариры Стханы, представленной Сушруты Самхиты, которые необходимо  привести в порядок и восстановить, прежде чем будет провозглашено окончательное мнение об анатомических знаниях священного Сушруты

Комментариев нет:

Отправить комментарий